Главная / Будь в курсе! / В мире науки / Эликсир молодости

25.11.08 / 09:35

Эликсир молодости

Ученые близки к созданию "эликсира молодости"!

Секреты вечной молодости раскрываются учеными – опыты на мышах показали, что фермент «теломераза» может стать основным ингредиентом «эликсира вечной молодости». Как пишет британская газета The Daily Mail со ссылкой на научный журнал New Scientist, ученые надеются, что с помощью этого фермента можно будет замедлить процессы старения.

Как заявила исследователь Мария Бласко, «можно отсрочить старение мышей». С оптимизмом она смотрит и на возможное применение этого метода к людям в будущем, поскольку этот фермент способен превращать «обычный смертную клетку в клетку бессмертную». Ее слова подтверждают и недавние опыты в США, установившие, что повышение уровня теломеразы в клетках белых кровяных телец помогает им бороться с заболеваниями. Теломераза добывается из растения астрагал, часто применяемого в китайской медицине без каких-либо известных побочных эффектов. Он защищает нити ДНК в хромосомах, которые утончаются по мере деления клеток. В конечном счете, они утончаются настолько, что клетка погибает. Поддержание высокого уровня теломеразы может помочь задержать процесс старения. Однако остаются и опасения, поскольку, например, клетки раковой опухоли производят теломераз в больших количествах. Ученые, в частности, не исключают и того, что клетки могут начать непроизвольно делиться, как во время рака. Впрочем, доктор Бласко полагает, что для решения этой проблемы можно в то же время давать лекарства от рака.

Эликсир из ликопина

В Институте изучения продовольствия Южной Кореи создан эликсир молодости, состоящий из ликопина, который содержится в дыне и может применяться для лечения рака и борьбы с процессом старения. Разработанная корейцами методика выделения этого каротиноида и антиоксиданта намного эффективнее и позволяет получать более высокое содержание ликопина, чем ранее из томатов. Ликопины – это содержащиеся в овощах и фруктах природные красители красного цвета, показавшие свою эффективность против различных онкологических заболеваний и способные также замедлять старение. Если применяемые в иностранных лабораториях и на производстве за рубежом методы позволяют получать от 1 до 15% ликопина, то метод Кима демонстрирует на выходе уровни порядка 80%. Корейцы не только получают более высококачественный ликопин из фруктов, но и разработали способы его применения в медицине.

Медицина бессильна

Еще сто лет назад многие люди умирали в раннем возрасте от опасных инфекций. Сейчас "хит-парад" смертельных болезней выглядит совсем иначе. Первые места занимают сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, с которыми бороться намного сложнее. И изобретением нового антибиотика здесь не ограничишься - для поиска новых лекарств и методов профилактики требуются значительные финансовые вложения в медицинскую науку. Но даже огромные суммы, по мнению экспертов, не смогут продлить жизнь среднего человека более чем на 10 лет. Поэтому эликсир молодости медикам создать не по силам. Поиском таких "эликсиров" занимается наука о старении - геронтология. Как это ни удивительно, на сегодняшний день их найдено довольно много. Методы продления жизни делятся на физические, химические и биологические. Одни влияют на продолжительность жизни, другие - на ее качество. Но, к сожалению, большинство из известных методов чрезвычайно сложны или даже опасны. Поэтому их разработка ограничивалась испытаниями на животных, а людям так и не пригодилась.

"Рецепты" физиков

Еще с первой половины XX века физики пытались повлиять на продолжительность жизни с помощью электромагнитных полей. Выяснилось, что слабое магнитное поле приводит к раку. А повышенный фон, наоборот, спасал мышей от опухолей и, таким образом, увеличивал среднюю продолжительность жизни. Конечно, о головной боли и других нежелательных эффектах магнитных бурь у животных никто не спрашивал, поэтому о качестве такой долгой жизни можно только догадываться. Еще одним способом продлить жизнь физики называют радиацию. Слабое ионизирующее излучение, которого мы так опасаемся, способно прибавить к отмеренному сроку 10 - 20 процентов. Но вот сильное, наоборот, значительно сокращает жизнь.

Химические снадобья

Своей главной целью химики считают борьбу со свободными радикалами. Многие ученые полагают, что именно эти молекулы - продукты неполного окисления - разрушают здоровые клетки организма и таким образом приводят ко многим болезням и стимулируют процесс старения. В качестве антиоксидантов можно использовать витамины Е, А и С. Еще нобелевский лауреат Лайнус Поллинг считал, что большие дозы аскорбиновой кислоты способны значительно продлить жизнь. Он рекомендовал принимать до 10 граммов этого витамина в день, однако впоследствии чудодейственный эффект аскорбинки подтвердился лишь частично - она помогает не всем и не всегда. Сейчас в геронтологии применяют комплексы витаминов и микроэлементов, которые несколько замедляют процесс старения. Пожалуй, одной из самых эффективных таблеток от старения является активированный уголь или другой сорбент. Доказано, что такие препараты действуют как кишечные фильтры и ограничивают поступление в организм токсических веществ. Это, в свою очередь, помогает избежать многих заболеваний, а следовательно, увеличить продолжительность жизни.

"Самогон" молодости

Ближе всех к созданию эликсира молодости подошли биологи. Причем они не предлагают пить таблетки, залезать в барокамеру или под магнитное поле: они доказали, что продлить жизнь можно подручными средствами. Если взрослый человек уменьшит потребление пищи примерно на 30 процентов, причем не меняя состава продуктов, продолжительность его жизни увеличивается на несколько лет. Как говорилось выше, канадские исследователи выяснили, что положительные эффекты низкокалорийного питания реализуются через определенный ген - Sirt1. Объяснение, которое дают геронтологи феномену низкокалорийного питания, очень просто и убедительно: в возрасте примерно 25 лет интенсивность обмена веществ начинает снижаться, а рост организма прекращается. При этом по привычке человек продолжает есть столько же, сколько и ел. Это приводит к положительному энергетическому балансу, а соответственно, поступающие питательные вещества не перерабатываются должным образом.
Кроме того, продлить молодость помогает обычный сон.
Существуют и психологические методы продления жизни. В основном это восточные методики гипноза и медитации. Однако здесь важен скорее не метод, а результат - психологическое равновесие. А как его достичь - каждый решает сам.